Что такое
Конституция
Российской
Федерации?

Когда и как была
принята
Конституция
РФ?

Что
сказано
в нашей
Конституции?

Что такое Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации — это Основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по‑другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во‑первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во‑вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В‑третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

Права и свободы граждан

Разве Конституция ограничивает
права и свободы граждан?

Зачем нужны
«Права детей»?

Что гражданам России можно,
а что нельзя?

Разве Конституция ограничивает права и свободы граждан?

Да, ограничивает.

Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает.

Главное понять: любые права и свободы другого — это ограничения твоих собственных прав и свобод.

В Конституции сказано:
Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь.

Это значит, что ты никого не можешь убивать.

В Конституции сказано:
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Это значит, что ты никого не имеешь права мучить и унижать.

В Конституции сказано:
Каждый имеет право на личную неприкосновенность.
Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём неважно, как ты собирался касаться: кулаком или просто так — погладить по головке. Всё равно, без разрешения — не надо.

Законом ты, если хочешь, всегда можешь воспользоваться, чтобы себя защитить.

Зачем нужны «Права детей»?

Чтобы понять, почему существуют особые права детей и чем они отличаются от обычных прав и свобод человека и гражданина, надо сначала понять значение двух взрослых слов: правоспособность
и
дееспособность.

Каждый взрослый дееспособный человек, если только он хочет чувствовать себя полноправным гражданином своей страны, обязан не только знать свои права, но и уметь защищать их всеми законными способами.

Граждане школьного, а тем более дошкольного возраста, пока они ещё не изучили всех своих прав и свобод, записанных в Конституции, и не научились их защищать, пользуются особым покровительством государства. Для этого государство обязано принимать специальные конвенции и законы о правах детей. Эти законы должны охранять детей от всего плохого, что может с ними случиться, чтобы дети спокойно росли до тех пор, пока не станут полностью дееспособными гражданами.

Что ты знаешь о правах детей, то есть о твоих собственных правах?

Узнай, какие права есть у детей на странице «Права детёнышей»

Что гражданам России можно, а что нельзя?

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

Государство

Наше государство называется Россия или Российская Федерация?

Что такое субъекты Федерации?

Зачем нужны федеральные округа?

Наше государство называется Россия или Российская Федерация?

Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны.

Россия — Российская Федерация — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократическое — это значит, что источником власти в государстве является народ. В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в решении государственных дел.

Федеративное — это значит, что государство состоит из равноправных частей.

Правовое — означает, что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто, ни граждане, ни само государство, не должны нарушать.

Республиканская форма правления — это значит, что граждане государства сами выбирают тех, кто принимает законы. В республиках высшие органы власти избираются гражданами.

Что такое субъекты Федерации?

Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» — это союз, объединение. А «субъекты Федерации» — это определённые части страны: области, края, республики, иногда даже самые крупные города, — объединённые в одно государство. Сегодня в Российской Федерации 85 субъектов: 46 областей, 22 республики, 4 автономных округa, 9 краёв, 3 города федерального значения и 1 автономная область. Состав Российской Федерации сложился исторически и закреплён сегодня в Конституции. Также в Конституции предусмотрена возможность приёма новых субъектов Федерации в состав России.

Все субъекты Российской Федерации равноправны и обладают самостоятельностью. Они даже могут принимать свои собственные законы. Но эти законы ни в коем случае не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Одна из главных обязанностей Президента России — следить за тем, чтобы таких противоречий не было.

Зачем нужны федеральные округа?

Посмотрите на глобус, и вы увидите, что Россия — самая большая страна в мире. Её площадь — 17 102 060 км2 (семнадцать миллионов сто две тысячи шестьдесят квадратных километров). На территории нашей страны могут уместиться 31 Франция, или 560 Бельгий, или 54 120 Мальт, или 106 887 княжеств Лихтенштейн.

Представляете себе, как трудно Президенту, который является гарантом конституционных прав и свобод, поддерживать закон и порядок в такой огромной стране, следить, чтобы нигде не нарушались права граждан.

В каждый округ назначается специальный полномочный представитель Президента. Он проводит политику Федерального центра, то есть государства, в своём округе. А Президент — глава государства. Поэтому говорят, что представители Президента проводят в своих округах политику Президента.

Президент Глава государства

Что требует Президент?

«Президентские глаголы»

Что требует президент?

Президент — глава нашего государства.

Государство создано гражданами для того и только для того, чтобы защищать и охранять права своих граждан. Никаких других целей и задач у государства нет и быть не может. Поэтому всё, что делает Президент как глава государства, должно делаться для того и только для того, чтоб права и свободы граждан не нарушались.

Если Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, то это для того, чтобы какие‑нибудь враги не пришли к нам и не нарушили права и свободы мирных граждан. Если Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, то это потому, что ещё не наказанные преступники могут нарушить права и свободы честных граждан.

А если Президент требует от любого гражданина России соблюдения Конституции и других законов, то это потому, что каждый гражданин, не соблюдающий законы, нарушает права и свободы всех остальных граждан своего государства.

«Президентские глаголы»

В специальной статье Конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. Одних только глаголов (сказуемых), отвечающих на вопрос «Что делает?», целых тридцать шесть штук.

  • является

       
    • — главой государства
    •  
    • — гарантом Конституции
    •  
    • — гарантом прав и свобод человека и гражданина
    •  
    • — Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации
  • ведёт

    • переговоры о заключении международных договоров и другие переговоры
  • вносит

    • (предлагает принять)
    •  
    • — в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации 
    • — законопроекты в Государственную Думу
  • возглавляет

    • Совет Безопасности Российской Федерации
  • вправе приостанавливать

    • действие актов органов власти субъектов РФ, если эти акты противоречат Конституции и законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина
  • избирается

    • на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
  • издаёт

    • указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России
  • имеет право

    • председательствовать на заседаниях Правительства России, то есть возглавлять эти заседания
  • может быть избран

    • (Президентом)
    • гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет
  • может использовать

    • согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также между органами власти субъектов РФ. Или, другими словами, может решать споры между Правительством России и руководителями регионов, а также между регионами
  • может передать

    • разрешение спора между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также между органами власти субъектов РФ на рассмотрение соответствующего суда
  • награждает

    • государственными наградами Российской Федерации
  • назначает

       
    • — судей федеральных судов 
    • — полномочных представителей Президента РФ 
    • — высшее командование Вооружённых Сил РФ 
    • — заместителей Председателя Правительства РФ 
    • — федеральных министров 
    • — Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, 
    • — дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях 
    • — выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом 
    • — референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом
  • не может занимать

    • должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд
  • обеспечивает

    • согласованную работу всех органов государственной власти
  • обладает

    • неприкосновенностью
  • обнародует

    • федеральные законы
  • обращается

    • к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства
  • определяет

    • основные направления внутренней и внешней политики государства
  • освобождает

    • от должности (увольняет); 
    • — заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; 
    • — федеральных министров; 
    • — полномочных представителей Президента Российской Федерации; 
    • — высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации
  • осуществляет

       
    • — руководство внешней политикой Российской Федерации 
    • — помилование
  • отзывает

    • дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях
  • приносит

    • народу присягу
  • представляет

       
    • — Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; 
    • — (предлагает) Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; 
    • — (предлагает) Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации
  • принимает

       
    • — решение об отставке Правительства; 
    • — верительные и отзывные грамоты иностранных послов; 
    • — меры по охране суверенитета, независимости и целостности государства
  • подписывает

    • федеральные законы;
    • международные договоры Российской Федерации;
    • ратификационные грамоты
  • присваивает

    • почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания
  • приступает

    • к исполнению полномочий с момента принесения им присяги
  • прекращает

       
    • — исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в 
    • должности; 
    • — исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности из‑за болезни осуществлять полномочия или отрешения (отстранения) от должности
  • распускает

    • Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации
  • решает

    • вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
  • ставит

    • перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
    • (Как директор школы ставит перед педсоветом вопрос об исключении двоечника из школы.)
  • утверждает

    • военную доктрину Российской Федерации
  • формирует

       
    • — Совет Безопасности Российской Федерации; 
    • — Администрацию Президента Российской Федерации
  • вводит

    • (устанавливает, назначает)
    •  
    • — на территории России или в отдельных её местностях военное положение;
    •  
    • — на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайное положение
  • может быть

    • отрешён (отстранён) от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда РФ

Государственная власть

Три ветви власти

Зачем разделять государственную власть?

«Три ветви власти»

Граждане России сами сделали для себя государственную власть. Придумали, какой она должна быть, и всё устроили так, как решили. Теперь в Российской Федерации государственная власть разделена на три части, или, как ещё говорят, на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

«Зачем разделять государственную власть?»

Граждане нашей страны разделили государственную власть нарочно — для того, чтобы вся власть в России не оказалась у одного человека или у какой‑нибудь одной компании подружившихся между собой людей. Если бы такое случилось, наша страна из демократической превратилась бы в тоталитарную, диктаторскую. То есть такую, в которой не граждане сами выбирают себе власть, а наоборот, власть диктует гражданам, какими они должны быть, о чём должны думать и как себя вести.

В нашей стране в принятии, исполнении и контроле за соблюдением законов участвуют все три ветви власти.

Взрослые разных стай:
все, кто летает, ходит, бегает,
прыгает, ползает, и плавает,
чувствуя, как сильно они любят

своих детёнышей, договорились не обижать
детёнышей и решили:

Права детёнышейПеревод Конвенции о правах ребёнка
на детский язык.

Права детей записаны не только в Конституции нашей страны, но и в специальном документе, который должны соблюдать взрослые во всем мире — в Конвенции о правах ребенка

1

1. Все детёныши — детёныши, пока они детёныши. Человеческий детёныш считается ребёнком до восемнадцати лет.

2

2. Взрослые должны одинаково хорошо заботиться обо всех детёнышах, какими бы они ни были: черными, белыми, пушистыми или полосатыми.
У каждого детёныша:
у шалуна и у тихони,
у прилежного и у ленивого -
всё равно одинаковые права.

3

3. Взрослые не должны делать ничего такого, что может принести вред детёнышу. Взрослые должны принимать такие законы, чтобы никто не смел причинять вред детёнышу. Взрослые должны следить, чтобы эти законы никто не нарушал.

4

4. Взрослые должны сделать всё необходимое для того, чтобы детёнышу было хорошо.

5

5. Детёныш имеет право слушаться своих родителей.

6

6. Все детёныши имеют право не умирать. Каждый детёныш имеет право жить, быть здоровым и весёлым.

7

7. Детёныш имеет право, чтобы папа и мама звали его по имени. Когда папа и мама зовут детёныша, детёныш имеет право прибегать.

8

8. Все детёныши имеют право быть такими, какие они есть. Каждый детёныш имеет право жить со своими родителями в своей стае. Человеческий ребёнок имеет право жить со своей мамой и с папой в своей стране.

9

9. Детёнышей нельзя разлучать с родителями. Если родители детёныша очень рассердились на что‑нибудь, остальные взрослые могут отвести детёныша в другое место, успокоить его родителей, а потом привести детёныша обратно к папе и маме.

10

10. Если детёныш и его родители живут в разных стаях или странах, им можно бегать друг к другу в гости или перебраться друг к другу навсегда, чтобы жить вместе.

11

11. Без разрешения папы и мамы детёнышей нельзя уводить в чужую стаю.

12

12. Если детёныш уже научился разговаривать, он имеет право сказать то, что думает. Взрослые могут не соглашаться с детёнышем, но обязаны его выслушать.

13

13. Детёныш имеет право, если ему хочется, слушать или говорить слова, читать или писать буквы, рассматривать или рисовать картинки. Бывают такие опасные и неприличные картинки и слова, которые детёнышу видеть и слушать не стоит. Опасных и неприличных букв не бывает.

14

14. Детёныш имеет право верить, что на свете бывает то, во что верят его родители или другие взрослые, которых он любит.

15

15. Детёныши имеют право дружить друг с другом и вместе играть, если их игры не мешают другим детёнышам и родителям.

16

16. Чужие взрослые не должны без приглашения входить в дом детёныша и трогать без спроса его игрушки. У детёнышей могут быть свои секреты и маленькие тайны. Без разрешения детёныша нельзя разглядывать письма или картинки, которые детёныш нарисовал и написал другим.

17

17. Детёныш имеет право смотреть по телевизору детские передачи, читать детские книжки и журналы с картинками. Взрослые обязаны писать для детей интересные книжки, рисовать весёлые картинки и показывать по телевизору увлекательные детские передачи. И мультфильмы.

18

18. Папа и мама детёныша должны вместе стараться, чтобы их детёныш рос счастливым, а все остальные взрослые обязаны им в этом помогать.

19

19. Детёнышей обижать нельзя. Взрослые обязаны наказывать тех, кто обижает детёнышей, следить, чтобы никто не делал детёнышу плохое, и смотреть, чтоб никто не забывал делать детёнышу хорошее. Взрослые всегда должны быть готовы помочь детёнышу, если ему нужна помощь.

20

20. Если детёнышу пришлось надолго или ненадолго расстаться с родителями, о нём должны позаботиться другие взрослые. Надо постараться, чтобы эти взрослые, которые будут заботиться о детёныше, знали те же самые сказки, которые рассказывали детёнышу его папа и мама.

21

21. О детёныше, который надолго расстался с папой и мамой, могут заботиться взрослые из чужой стаи, но они обязательно должны быть добрые и ласковые.

22

22. Чужая стая, в которой живёт потерявшийся от папы и мамы детёныш, обязана сделать всё возможное, чтобы найти родителей детёныша. До тех пор, пока эти родители не нашлись, взрослые чужой стаи должны заботиться о потерявшемся детёныше так же, как они заботятся о своих собственных детёнышах.

23

23. Взрослые обязаны помнить, что детёнышу, который заболел, нужна особенная забота. Взрослые обязаны научиться утешать детёнышей, которые плачут, потому что заболели.

24

24. Взрослые должны лечить больного детёныша, жалеть его и стараться, чтобы лекарства, которые дают больному детёнышу, были не очень горькие. Все взрослые обязаны помогать мамам, у которых заболели детёныши.

25

25. Взрослые обязаны спрашивать друг у друга про здоровье детёнышей, которые попали в больницы, навещать их, приносить что‑нибудь вкусное и стараться, чтобы больные детёныши как можно быстрее выздоровели.

26

26. Взрослые всех стай и стран признают, что у каждого детёныша должно быть всё необходимое для того, чтобы он не плакал. Детёныш должен получать всё то, что взрослые обязаны давать ему по закону.

27

27. Все родители должны заботиться, чтобы у их детёнышей были книжки, игрушки, вкусная еда и другие необходимые детёнышу вещи. Если у родителей детёныша нет на всё это денег, остальные взрослые обязаны постараться им чем‑нибудь помочь.

28

28. Все детёныши обязаны выучить буквы и цифры, научиться читать, писать и считать. Взрослые, которые в школе учат детёныша читать и писать, не должны брать за это с родителей детёныша деньги. Детёныш, который уже умеет читать и писать, имеет право научиться ещё чему‑нибудь. Взрослые должны устраивать такие школы, в которых детёнышам интересно и не страшно учиться.

29

29. В школе детёнышей надо учить тому, что им интересно и нужно в жизни. Например, танцевать, петь, красиво рисовать и быстро думать. Все детёныши должны научиться уважать права и свободы других детёнышей и взрослых. В школах детёнышей нельзя учить ничему плохому.

30

30. Детёныш имеет право выучить язык, на котором разговаривают его родители, и узнать всё то, чему папа и мама детёныша хотят его научить.

31

31. Каждый детёныш, если он никому не мешает, имеет право делать то, что ему интересно, например, прыгать, бегать, танцевать, петь, рисовать или играть в какую‑нибудь интересную игру. А если детёныш устал, он может просто ничего не делать.

32

32. Нельзя заставлять детёныша делать то, что ему трудно. Если детёнышу трудно, ему надо помочь.

33

33. Взрослые всех стай и стран обязаны наказывать обманщиков, которые обещают детёнышам что‑то вкусное, а сами дают попробовать такое, от чего детёныши могут заболеть и даже умереть.

34

34. Взрослые всех стай и стран обязаны ловить и сажать в тюрьму тех, кто заставляет или уговаривает детёнышей участвовать в неприличных развлечениях взрослых.

35

35. Детёнышей нельзя воровать у родителей.

36

36. Детёныша нельзя силой или хитростью принуждать делать то, что может принести детёнышу вред. Взрослые должны защищать детёнышей от тех, кто пристаёт к детёнышам, чтобы использовать детёнышей в своих интересах.

37

37. Детёнышей нельзя больно и жестоко наказывать и мучить. Даже если детёныш совершил что‑то ужасное, его всё равно нельзя за это убить или запереть в тюрьму на всю жизнь.

38

38. Детёныши имеют право не быть на войне. Взрослые, которые хотят устроить в каком‑нибудь месте войну, должны сначала увести оттуда детёнышей.

39

39. Если детёныша обидели, детёныш имеет право, чтобы его пожалели. Взрослые обязаны постараться, чтобы детёныш поскорее забыл обиду и утешился.

40

40. Детёныша нельзя наказывать за то, в чём он не виноват, или за то, чего ему никто не запрещал. Нельзя заставлять детёныша ябедничать и принуждать его признать свою вину. Даже если детёныш виноват, с ним всё равно надо обращаться как с детёнышем. Если детёныш очень маленький, то что бы детёныш ни натворил — он всё равно ни в чём не виноват.

41

41. Взрослые должны сделать для детёнышей всё то, про что написано на этих страницах. Если взрослые обещали сделать детёнышу ещё что‑нибудь хорошее, они не должны передумать и не делать обещанное из‑за того, что про это хорошее здесь ничего не написано.

42

42. Взрослые обещают рассказывать друг другу и детёнышам про всё хорошее, что взрослые обязаны сделать для детёнышей, и про то плохое, что делать с детёнышами ни в коем случае нельзя.

43

43. Взрослые разных стай и стран решили выбрать десять очень уважаемых и авторитетных взрослых, которые должны следить, чтобы всё, что взрослые обещали детёнышам на этих страницах, честно выполнялось. Эти десять взрослых называются «Комитет по правам ребёнка».